Великий психолог Жан Пиаже, исследуя, как дети образуют математические понятия, пришел
к парадоксальному выводу: «Это большая ошибка – думать, что ребенок приобретает
понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении.
Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и
спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребенку математические понятия преждевременно,
он выучивает их только словесно; настоящее понимание приходит только с его
умственным ростом».
…Вместе с Гленном Доманом
Немного теории
В основе метода обучения математике, разработанного
Гленном Доманом, лежит его убеждение в том, что учить ребенка необходимо в
период роста его мозга, то есть с рождения и
до 7-7,5 года. Учить его надо всему, в том числе математике. И делать это с
помощью многочисленных карточек. Приготовьте плотный
белый картон, самоклеящиеся красные кружочки
диаметром 1,8 см и красный фломастер с толстым стержнем. Разрежьте картон на 100 квадратов размером 27,5×27,5 см. Сделайте
комплект карточек с красными кружочками на
каждой из них, от 1 до 100. Легче начинать с самой сложной карточки, со 100 кружочками, затем сделать карточку с 99 кружочками и т.
д. Размещайте кружочки совершенно бессистемно,
не наклеивайте их в виде треугольника, квадрата или какой-нибудь другой фигуры.
Старайтесь, чтобы кружочки не касались и не перекрывали друг друга. У края карточки всегда оставляйте небольшие поля,
чтобы ваши пальцы не закрывали кружочков. На
обороте напишите карандашом количество кружочков.
Гленн Доман настоятельно рекомендует вести ежедневные
записи, посвященные вашим занятиям с малышом. Во-первых, это хорошая
памятка для вас, во-вторых, сопоставляя записи, вы сможете точно оценить
достижения ребенка.
Родители, посещающие занятия в Институте Эвана Томаса,
заполняют «Ежедневный контрольный листок». Возьмите и вы за правило вести
подобный дневник.
Отмечайте следующее:
· частота занятий (чем и сколько раз вы
сегодня займетесь с ребенком);
· интенсивность (как быстро малыш
выполняет задание, сколько цифр или
математических действий
он выучил);
· продолжительность (какое время отводится
на выполнение каждого задания, общая продолжительность занятий за день);
· цель занятий (чего вы конкретно хотите
достичь, выполняя упражнения. Например, запомнить цифру 3);
· замечания матери (добились ли вы
поставленной цели, что не получается).
Практические упражнения
Гленн Доман считает, что
обучение математике должно начинаться не с цифр, а с фактов. Поэтому нет смысла
показывать малышу карточку с цифрой 8; необходимо показать ему карточку с
восемью наклеенными кружочками. Ведь цифры – это всего лишь знаки, которые
помогают представлять истинное количество. Гораздо проще сразу знакомить
ребенка с этим количеством.
Этап 1 Узнаем количество
Первые пять карточек –
это значение чисел от 1 до 5. Выберите момент, когда малыш пребывает в
прекрасном расположении духа, сыт, здоров и не хочет спать. Покажите ему первую
карточку с одним кружком и, улыбаясь, скажите: «Это один». Показывайте ему карточку
только то время, что занимает произнесение фразы, затем эту карточку быстро уберите
и покажите следующую, с двумя кружками. Скажите: «Это два». Затем продемонстрируйте
карточки с числами 3, 4, 5. Не надо ничего объяснять ни словами, ни жестами, не
надо заставлять ребенка повторять число. Просто четко произнесите число. После пятой карточки как-нибудь поощрите
малыша (погладьте или поцелуйте). В течение дня повторите это занятие (с этими
же числами) еще два раза. Итого три раза, примерно по минуте. Для первого дня
достаточно. Интервал между занятиями произвольный, но не менее получаса. И не
забывайте перетасовывать карточки, чтобы ребенок никогда не мог предсказать,
какая карточка будет следующей. На следующий день ребенка ожидает шесть
занятий. Три раза покажите пять вчерашних карточек и три раза набор из пяти
новых, с цифрами от 6 до 10. И не забудьте каждый раз хвалить его! На шестой
день пришла пора изымать некоторые карточки. Начиная с этого дня, вы должны
ежедневно добавлять две новые карточки, а две старые изымать (на время). Так, в
шестой день вы убираете карточки с числами 1 и 2, а добавляете карточки с
числами 11 и 12. Получается, что вы каждый день проводите шесть уроков
математики, каждый из них продолжается не более 10 секунд: по три раза
демонстрируете каждый комплект, называя соответствующее карточке число. Каждый
день вы изымаете по две старые карточки и добавляете новые. Так вы доходите до
карточки с числом 100. Изучать числа дальше нет особого смысла, так как
начинается, в основном, игра с нолями.
Этап 2 Изучаем равенства
Когда ребенок выучил
числа от 1 до 20, переходите к следующему этапу – изучению равенств. Именно в
это время он готов к тому, чтобы складывать некоторые количества вместе, то
есть он готов приступить к сложению. Фактически, каждый день вы исподволь приучали
его складывать числа, добавляя к предыдущему числу один кружочек. В течение нескольких
недель вы будете чередовать занятия по изучению чисел и занятия с равенствами.
Ваша ежедневная программа должна включать шесть занятий с числами и три занятия
с равенствами. На обратной стороне каждой карточки заранее напишите равенства,
например на карточке с числом 7: 1+ 6 = 7, 2 + 5 = 7, 3 + 4 = 7. Весело
скажите: «Один плюс шесть равно семь», и покажите карточки с соответствующими
числами. Это нужно сделать очень быстро – малышу совсем неинтересно следить,
как вы перебираете карточки в поисках нужных. Поэтому все следует подготовить
заранее и положить в нужной последовательности. Будьте последовательны, называя
равенства, употребляйте одни и те же слова: плюс, равно (или равняется, или
получится – но выберите только одно слова). Когда ребенок выучит факты, он сам
установит правила. Каждый урок должен содержать не более трех равенств – можно
меньше, но не больше. В день проводите по три занятия, причем на каждом
предлагайте малышу три разных равенства и избегайте предсказуемости. Не следует
на одном занятии показывать: 1+ 2 =3, 1+ 4 = 5, 1+ 5 = 6. Лучше покажите: 1+ 2
= 3, 2 + 5=7, 4 + 8 =12 Существует 190 различных равенств, которые можно
составить с карточками от 1 до 20 Через две недели занятий необходимо перейти
от сложения к вычитанию, иначе ребенок утратит интерес. Техника здесь
аналогична. Громко и весело говорите: «Три минус два равно один» и показываете
ребенку соответствующие карточки. Можно использовать карточки с числами больше
20, так как они уже знакомы ребенку. Занимайтесь вычитанием в течение двух
недель, а затем переходите к умножению. Методика изучения равенств с умножением
строится по тому же принципу, что сложение и вычитание. Скажите: «Два умножить
на три равно шесть», и покажите карточки с нужными числами. Особо следует
сказать о пустой карточке без всяких кружочков, которая обозначает «ноль». Вы
должны ввести эту карточку в самом конце, когда изучили все числа от 1 до 100.
Использовать ее нужно в равенствах, например: 6 + 0 = 6, 8 – 0 = 8, 12 x 0 = 0.
Обычно дети обожают эту пустую карточку,
обозначающую отсутствие всякого числа. Через
две недели изучения умножения перейдите к делению и действуйте по тому же принципу.
Громко произносите равенство: «Восемь разделить на четыре равно два», и показывайте
карточки с числами. После двух недель занятий
делением переходите к следующему этапу.
Этап 3 Решаем примеры
Для начала просто
покажите ребенку две карточки, например 15 и 32. Спросите его, где 32. Если он
смотрит на карточку с 32 кружочками или дотрагивается до нее – все прекрасно.
Если нет – ничего страшного, возьмите нужную карточку и поднесите ему со словами:
«Вот 32, не правда ли?» Выбор из двух карточек – хорошая тренировка перед тем,
как перейти к решению примеров. В
отличие от предыдущего этапа, вам надо будет показывать не три или больше карточек,
а только две, и ребенок должен будет выбирать из них нужную. Скажите: «Двадцать
два разделить на два равно одиннадцать», и покажите ребенку две карточки: 11 и,
например, 27. Подождите, пока он выберет нужную, а если этого не случится –
подскажите ему. Затем переходите к трехступенчатым примерам: 2×2x12 =? (48).
Ежедневно вы должны показывать ребенку девять трехступенчатых равенств и один
пример. После нескольких недель обучения таким равенствам усложните задание,
введя в один пример два различных арифметических действия: 3 x 15-5 = 40 или 50
– 30 :10 = 2. Еще через две недели
введите четырехступенчатые равенства. Если вы вдохновлены успехами вашего
малыша и желаете продолжать обучение математике дальше, то с помощью
предложенной методики займитесь:
· последовательностями (возрастающая: 5,
10, 15, 20, 25…; убывающая: 72, 70, 68, 66,64…; сложная: 6, 12, 10, 16, 14…);·
больше и меньше (сделайте карточки со
значками < и > и показывайте в сочетании с различными числовыми
карточками);·
равенствами и неравенствами (сделайте
карточки со значками, обозначающими арифметические действия: +, -, х, = и др.,
выкладывайте их на полу в сочетании с различными числовыми карточками);
·
особенностями чисел (сгруппируйте карточки по какому-нибудь признаку. Например:
12, 2, 3, 4, 6 или 60, 12, 15, 30, 30);
· дробями (говорите: «Одна третья от трех
равно один», и покажите карточки 3 и 1);
· простой алгеброй (сделайте карточку со
знаком у и показывайте ребенку уравнения,
например: 5 – у = 7, положите
соответствующие карточки и равенство у = 2, а в следующий раз дайте ребенку
возможность самостоятельно выбрать ответ).
Этап
4 Изучаем равенства с цифрами
Этот этап – повторение пройденного. Вам
потребуются карточки размером 45×10 см, на которых вы напишете черным маркером
равенства, примеры и уравнения. Первые карточки должны быть с ответами: 25 + 5
= 30, а затем без ответов: 25 + 5. Количество их неограниченно Занимайтесь
математикой ежедневно по девять уроков в день.